Категории
 
Ссылки
 

Самоактуализация подростков

Самоактуализация подростков

Целью образовательного процесса является личность как продукт индивидуального и общественного развития. В акмеологических исследованиях самоактуализация рассматривается как форма движения к личностной зрелости. Именно поэтому, в настоящее время особую значимость приобретает проблема самоактуализации подростков, за которой они могли бы раскрывать, свободно развивать и реализовать свой своеобразный личностный потенциал.

Впервые термин “самоактуализация” предложил нейрофизиолог К. Гольдштейн. По его мнению, самоактуализация подростков - активация некоторых внутренних ресурсов организма, действие которых обеспечивает способность организма к реорганизации, обновлению свойств личности. Это универсальный принцип бытия и основной мотив человеческого бытия. Без формирование способности к самоактуализации определяет через формирование положительной “Я-концепции”, которая включает три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

  • когнитивный компонент предполагает осознание и понимание возможностей, потребностей, мотивов;
  • эмоциональный компонент обусловливает большую спонтанность в выражении собственных чувств;
  • поведенческий компонент способствует закреплению новых способов поведения, связанных с поддержкой, ответственностью”.

Поэтому, по его мнению, задачей воспитания является “создание педагогом необходимых условий для развития потенциала каждого воспитанника...”.

И если нужную эмоциональную составляющую в творческой и повседневной деятельности подростка, а особенно ребенка лет до 14 организовать достаточно просто, например отметить день рождения ребенка в ЗАО Москвы, пригласить на праздник аниматоров, устроить небольшую вечеринку с друзьями и подругами и т.д. То когнитивная, а особенно поведенческая коррекция психофизиологического состояния школьника в нужную для воспитателя сторону представляет некоторую проблему.

Следует отметить, что реализовать свой потенциал личность может через привлечение ее к деятельности, которая раскрывает способ бытия человека, в пределах которого происходит столкновение воли субъекта, его потребностей, а следовательно определенной им цели жизнедеятельности.

Отдельного исследования заслуживает вопрос привлечения детей и подростков к созидательной работе на даче или приусадебном участке. Несложная работа за „земле” решает целый ряд задач, которые в большом городе представляют существенную проблему. Это и положительная или, реже, слабоотрицательная эмоциональная окраска практически любого результата работы. И чисто физиологическая связь между физической работой и получаемым результатом. Однако, требуется некоторая корректировка и объяснение, особенно для городских ребятишек.

Например, многие ребята резко отрицательно относятся к необходимости забоя животных: кроликов, уток, курочек, гусей и т.д. За время работы и ухода за ними они сильно привязываются к ним, что часто, вполне обоюдно. И к „убийству” этих милых созданий они относятся резко отрицательно. Необходимо мягко объяснить, что это естественных ход вещей. Даже если сберечь уточку или поросенка, он вырастет, состарится и станет или легкой добычей хищников: коршунов, лис, куниц или заболеет и будет долго и тяжело умирать. А так он умрет в рассвете сил, безболезненно и еще раз порадует свою маленькую хозяйку уже на праздничном столе.

В исследованиях Пиаже, Н.Лейтеса утверждается о том, что именно у старшеклассников появляется понимание своих возможностей и стремлений, а, следовательно, они стремятся попробовать себя в деятельности. Это дает основания утверждать, что обучение, которое удаляется от исследовательского познания, не является эффективным, особенно в старшей школе.

Отсутствие умения самостоятельно обретать новые знания в условиях динамичного информационного общества не оставляет человеку выбора. Еще одним фактором, что делает невозможным способность личности к раскрытию творческого потенциала, является предметоцентризм современной школы, который активизирует возможности учащихся, отвечающих системе учебных дисциплин.

Проведенный анализ литературы свидетельствует о том, что в условиях традиционного образования развитие творчески одаренной личности через нагрузки ее памяти или мышления не дает развития творческого потенциала молодежи.

Источник фото: https://fotki.yandex.ru/next/recent/users/mrjanka/album/120321/view/793637