Категории
 
Ссылки
 

Обзор мотоблока «Угра НМБ-1Н»

мотоблок «Угра НМБ-1Н»

Этой весной мы приобрели мотоблок Угра НМБ-1Н. Почему именно он? Сами участки у нас небольшие, стандартные 6-9 соток советских времен, но их уже 7 штук (наш, моих родителей и жены, двух бабушек и соседей). Поэтому приобретение полноценного, пусть и небольшого (например, трактор 25 или аналогичного) трактора не подходит. Ему просто негде развернуться. Небольшой, мощностью 2-4 л.с. тоже не подходит, так как почва местами достаточно тяжелая. Да и ресурс таких игрушек обычно не очень большой. Из средних мотоблоков Угра привлек в первую очередь тем, что у него шестеренчатая передача с полным отсутствием пластмассовых деталей. Да и тесть, как человек с более чем сорокалетним опытом эксплуатации сельхозтехники сразу же отказался от вариантов с ременной передачей. Угра типичный представитель советской школы танкостроения: простой и адско надежный. Правда, в эксплуатации он будет потяжелее своих китайских аналогов.

Обкатка. После расконсервации и сборки поставили блок на обкатку. Все по инструкции, с точным соблюдением порядка работы и смены масла. Двигатель Robin Subaru EX 21 PREMIUM заводится без проблем, не перегревается. Перед тем, как заводить, немного прикрываем воздушную заслонку карбюратора, и после рывка шнуром сразу же ее полностью открываем. Так он заводится даже холодным с первого раза. А вот редуктор не порадовал: его простота, т.е. отсутствие дифференциала приводит к тому, что поворачивает блок тяжело. Прямозубые шестерни (и видимо, недостаточно хорошо обработанные на заводе) шумят при движении. Шумят сильно, на уровне шума двигателя. В принципе это не страшно, к поломке не ведет и является типичной особенностью прямозубой передачи (как задний мост в старых советских автомобилях), но неприятно. С другой стороны гипоидная передача стоила бы существенно больше.

Первый опыт. Плуг. Отвратительная форма плуга. Мотоблок не пахал, он либо немного царапал землю, либо, если плуг уходил в землю на 10-15 см, начинал зарываться колесами в землю. Причем зарывался как грунтозацепами, так и колесами. Плюс ко всему слишком крутой отвал не переворачивал землю, а раздвигал. Черное анодированное покрытие тормозило плуг, что еще больше ухудшало положение. Плуг, который в комплекте с мотоблоком для работы не подходит. Знакомые владельцы таких же мотоблоков все как один утверждали, что этот плуг надо менять. На обычный, стандартной, выверенной столетиями формы. Заказывали они такие плуги у деревенских кузнецов под посадочные места и размеры мотоблока. Нам же удалось заставить работать и этот плуг:

  • анодированное покрытие пришлось полностью зашлифовать до зеркальной металлической поверхности;
  • вырезали массивное ребро жесткости из нижней части, которое больше тормозило, чем придавало прочности;
  • немного расправили отвал.

Получилось вполне приемлемо.

Эксплуатация. Прежде всего, необходимо настроить плуг. Для первой борозды мы ставили его на деление правее центра. Для тяжелой почвы так и оставляли, для легкой ставили по центру. В этом случае ширина захвата больше и пахота идет быстрее. Для первой же борозды увеличивали угол наклона отвала, чтобы глубина была до 20 см, для последующих угол уменьшали до 15 см, что вполне достаточно для посадки гладиолусов. В этом случае плуг не зарывается, а идет относительно ровно. Как только мотоблок начинает зарываться, немного приподнимаем плуг. Для удобства работы стоит приобрести проставки в ступицы, которые увеличивают расстояние между колесами. К ним полагается и более длинная втулка. Если пахать без них, то наклон блока слишком велик для комфортной работы, так как одно колесо идет по пахоте, другое по борозде. При разнесенных колесах наклон существенно меньше, плуг стоит ровнее (хотя его можно выровнять и для обычного положения колес, но все равно, так приятнее). Но разворачивать труднее. Оптимальный вариант лично для меня получился, когда вместо проставок на грунтозацепы поставил ступицы от фрез. Они более длинные чем на колесах, но более короткие чем проставки. В результате грунтозацепы выступают за крылья примерно на половину. Такая вот золотая середина получилась.

Сцепление тяжеловато. Через час работы это уже ощущается. Смазка тросика помогает не особо, тугая сама пружина сцепления. Есть варианты на форумах, как удлинить его рычаг, в следующем году будем пробовать. Нечеткое включение передач. КПП не синхронизирована, поэтому применяйте нечто вроде перегазовки (почти как на ГАЗ-53): выжимаете сцепление, переключаете на нейтраль, сцепление отпускаете. Выжимаете, включаете передачу. Так сказать, «ловите муфту». Не пренебрегайте задним ходом при разворотах в конце пашни, зачем таскать 60 кг, если они могут ехать сами.

В целом, блоком довольны. По крайней мере, аналогов по соотношению цена/качество ему пока нет. Обратите внимание при покупке: новые модификации идут с круглым валом редуктора (на который крепятся колеса), а не шестигранным. Замена колес на грунтозацепы, фрезы теперь труднее, шпильку крепления доставать не удобно. Поэтому если в магазине будет старый вариант с шестигранным валом, при прочих равных берите его.

Обсуждение на нашем форуме, на МастерСити.